Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Тверской ИнноЦентр

Научно-методический центр по инновационной деятельности высшей школы им. Е.А. Лурье ТвГУ

Наши публикации

Публикации за 2018 год

А.А. Мальцева
Высшая школа: проблемы и перспективы: матер. 13-й междунар. науч.-метод. конф., Минск, 20 февр. 2018 г. В 3 ч. Ч. 1. С. 94-100.

Использование инструмента кластеризации для повышения эффективности системы дополнительного образования в сфере инженерных наук на платформе университетов

В сборнике представлены материалы, посвященные совершенствованию качества образования, проблемам экономики и управления высшей школы, интернационализации и международного сотрудничества. Обсуждаются вопросы развития академической мобильности и модернизации высшего образования. Адресован работникам системы образования и научной сферы, аспирантам.

Л.Н. Скаковская, И.А. Каплунов, А.А. Мальцева
Инновации. 2018. № 2 (232). С. 101-108.

Модель регионального импакт-вуза на платформе Тверского государственного университета

В статье представлена авторская концепция интеграции университета в региональную среду. Тенденции современной государственной политики включают в себя необходимость существенной трансформации вопросов взаимодействия университетов и региональных органов власти, предприятий и организаций территорий локализации. Построение устойчивых взаимосвязей в регионе — длительный и трудоемкий процесс, который должен удовлетворять все его стороны. Предложенная авторами модель трансформации Тверского государственного университета в региональный центр социального развития закладывает основу опережающего развития вуза как источника квалифицированных кадров, перспективных исследований и разработок и преобразований городской и региональной среды в Тверской области.

А.А. Мальцева
Вестник Тверского государственного университета. Серия «Экономика и управление». Тверь, 2018. № 1. С. 242-250.

Роль интеллектуального капитала в развитии регионов: обзор результатов современных исследований

Представлены результаты теоретического анализа, основанные на систематизации работ современных отечественных и зарубежных авторов, по вопросам интеллектуального капитала региона. Научная новизна состоит в выявлении ключевых факторов, обусловливающих высокую роль интеллектуального капитала региона в его опережающем развитии, конкурентоспособности и социальной ориентированности. Подчеркнуты сущностные особенности интеллектуального капитала как конкурентного ресурса территории.

Е.В. Клюшникова
Вестник Тверского государственного университета. Серия «Экономика и управление». Тверь, 2018. № 1. С. 101-110.

Основные характеристики экспорта российского образования

Цель статьи и ее научная новизна – это определение сущности понятия экспорта образования и его спектра. Для этого проанализировано современное состояние экспорта отечественного образования и даны основные характеристики потока иностранных студентов в России. В качестве источников использованы данные ЮНЕСКО, Международного торгового центра (ITC), ОЭСР, Института международного образования (IIE), Института социологии РАН, Центра социального прогнозирования и маркетинга, Центр социологических исследований, Института образования НИУ ВШЭ, а также информационно-аналитические материалы мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования за 2017 год.

Н.Е. Барсукова
Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2018. № 1. С. 89-97.

Летние школы как один из аспектов продвижения русского языка и культуры высшими учебными заведениями России

Обосновывается роль краткосрочных образовательных программ в образовательном процессе высшего учебного заведения в аспекте продвижения русского языка и культуры для иностранных студентов. Раскрыта сущность влияния реализации этих программ в формате летних языковых школ на формирование поликультурных компетенций и ценностных ориентаций студентов-иностранцев. Показано, что летние школы, организуемые российскими вузами не только готовят иностранных студентов к обучению и жизни в российском образовательном пространстве, но и посредством организации образовательно-творческой, информационно-действенной и культурно-досуговой видов деятельности способны развить у студентов-иностранцев интерес к изучению русского языка, постижению русской культуры и ценностей русского мира.

Е.В. Клюшникова
Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2018. № 1. С. 133-140.

Проблемы адаптации иностранных студентов в России

Посредством аналитического обзора выделены проблемы адаптации иностранных студентов в России, обусловленные адаптационными, психофизиологическими, учебно-познавательными трудностями, обеспечением безопасности и жизнедеятельности, финансовыми трудностями и самореализацией, сложностью трудоустройства в период обучения. Определены предпосылки для решения выявленных проблем.

А.А. Мальцева, И.Н. Веселов
Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2018. № 1 (61). С. 88-105.

Оценка влияния факторов интеллектуального капитала на результаты деятельности отечественных университетов

С использованием статистической методологии обосновывается роль и значение факторов интеллектуального капитала для развития современных отечественных университетов. В качестве базовой методологии был выбран корреляционный анализ, для проведения которого использовались составленная на базе открытых источников система показателей интеллектуального капитала университетов и финансовые индикаторы как результативные показатели.

А.А. Мальцева
Вопросы новой экономики. 2018. № 1 (45). С. 69-77.

Анализ официальных сайтов вузов как ресурса для привлечения иностранных абитуриентов

В статье представлены результаты комплексного исследования, посвященного оценке интернет-ресурсов отечественных университетов, предназначенных для привлечения иностранных абитуриентов. Актуальность исследования обусловлена высокой приоритетностью задач увеличения экспорта отечественного образования как важнейшего источника роста доходов в отдельных высших учебных заведениях и в стране в целом, а также высокой скоростью распространения интернет-маркетинга как эффективного инструмента продвижения продуктов и услуг.

А.А. Мальцева
Пермский край: новые вызовы, новое время [Электронный ресурс]: материалы IV Пермского экономического конгресса (г. Пермь, ПГНИУ, 8 февраля 2018 г.) / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Электрон. дан. – Пермь, 2018.

Роль цифровых технологий в профессиональной ориентации и вовлечении школьников в науку и научно-техническое творчество

В статье обосновывается актуальность внедрения цифровых технологий в практику современных университетов на основе результатов анализа программных документов федерального уровня, статистических данных, результатов опросов и метода кейсов. На конкретных примерах показано, что цифровые технологии в образовании выступают как инструмент и как мотивирующий фактор, способствующий вовлечению молодежи в исследования и научно-техническое творчество. В работе продемонстрированы возможности университетов для работы со школьниками и поиска «своего абитуриента» на платформе их официальных сайтов, в социальных сетях, специализированных структурах дополнительного образования, создающих условия для изучения и формирования компетенций использования цифровых технологий. Представленные материалы демонстрируют целесообразность повышения «цифровой грамотности» молодежи и персонала университета для обеспечения повышения доступности образования и развития новых компетенций, соответствующих современным требованиям.

Maltseva A.A.
Espacios, 2018. Volume 39, Issue 20.

Intellectual capital of universities and regions: a qualitative analysis of mutual influence’s directions

The paper analyzes the mutual influence of intellectual capital of universities and regions of their location. As a basis the case study method of development programs of leading Russian universities was used. Strategic projects that made possible to establish the existence and significant mutual influence of the available intellectual capital of universities and regions were analyzed. The established qualitative interrelations can become a basis for their further quantitative analysis, and also can be implemented in the practice of management of universities and regions to enhance their use in the implementation of development programs.

А.А. Мальцева
Вестник Тверского государственного университета. Серия «Экономика и управление». 2018. № 2. С. 222-228.

К вопросу дефиниции «интеллектуальный капитал региона» и его уровневой структуре

Статья представляет собой результаты теоретического анализа, основанные на систематизации и анализе работ современных отечественных и зарубежных авторов, по вопросам интеллектуального капитала региона. Автором выделяются ключевые факторы, обуславливающие высокую роль интеллектуального капитала региона в его опережающем развитии, конкурентоспособности и социальной ориентированности.

А.А. Мальцева
Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2018. № 2. С. 115-121.

Система дополнительного образования детей в России: аналитический обзор

В работе на основе анализа статистических данных и ключевых документов федерального уровня обосновывается повышающаяся роль системы дополнительного образования детей, целесообразность ее трансформации и приводятся основные мероприятия по ее осуществлению.

Е.В. Клюшникова, Л.Н. Скаковская
Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2018. № 2. С. 92-101.

Проблемы экспорта российского образования

В статье рассматриваются проблемы экспорта российского образования, в частности: проблема маркетинга российского образования, проблема адаптированности сайтов университетов для абитуриентов из-за рубежа, проблема признания российских дипломов за рубежом, проблема обеспечения учебной миграции, проблема связи с национальными ассоциациями выпускников, негативное влияние санкций на международное сотрудничество в сфере образования и науки, проблема недостатка русистов за рубежом, проблема перевода студентов из иностранных учебных заведений, а также взаимосвязь вхождения российских вузов в известные рейтинги и выбора их иностранными абитуриентами при поступлении. Данные проблемы выявлены на основе анализа информационно-аналитических материалов, находящихся в открытом доступе. Предложены возможные пути их решения.

А.А. Мальцева, Е.В. Клюшникова, Н.Е. Барсукова, А.Л. Баскакова, И.Н. Веселов

Комплексное исследование региональной среды, содействующей развитию научной деятельности: аналитический доклад — Тверь, Тверской государственный университет, 2018. 286 с.

Аналитический доклад посвящен вопросам региональной среды, содействующей развитию научной деятельности в субъектах Российской Федерации, на основе комплекса рейтинговых оценок.
В докладе проведен анализ отдельных показателей и составлен рейтинг региональной среды, содействующей развитию научной деятельности в субъектах Российской Федерации.
Материалы доклада могут быть полезны руководителям и специалистам региональных органов управления, научным работникам, специалистам в области региональной экономики и научной сферы.
Доклад выполнен в рамках проекта «Управление изменениями и развитием научных организаций в условиях государственной политики их реструктуризации» (проектная часть государственного задания Минобрнауки России Тверскому государственному университету, 2017–2019 гг.).

А.А. Мальцева, Е.В. Клюшникова
Теоретическая экономика. 2018. № 3. С. 117-128.

Анализ реформы Российской академии наук через призму концепции сопротивления изменениям

Научные организации с традиционной системой управления, организацией труда на современном этапе все в меньшей степени соответствуют требованиям рынка знаний и инноваций. Подобный дисбаланс является причиной сопротивления научного сообщества реформам, которые инициируются как на государственном, так и на локальном уровне и имеют целью адаптировать организации сферы науки и отдельных ученых к динамичным условиям рыночной среды, создать механизмы опережающего развития науки и технологий, при этом ломая устоявшиеся принципы функционирования научных организаций и коллективов.
Авторы, исследуя особенности сопротивлений изменениям в научных организациях, обращаются к кейсу реформы РАН в Российской Федерации, которая была инициирована Правительством страны в 2013 г. и наглядно продемонстрировала весьма высокий их уровень. В работе на выбранном примере показано, что сопротивления изменениям в научных организациях имеют более масштабный и осознанный характер, по сравнению с традиционными организациями, т.е. требуются как превентивные, так и текущие меры, направленные на снижение их негативного влияния на организационное развитие и внедрение изменений.
Ключевые слова: реформа; сопротивление изменениям; научная организация; наука; РАН, управление