Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Тверской ИнноЦентр

Научно-методический центр по инновационной деятельности высшей школы им. Е.А. Лурье ТвГУ

Наши публикации

Публикации Тверского ИнноЦентра 2005-2016

Публикации за 2017

И.А. Каплунов, А.А. Мальцева, Н.Е Барсукова, Е.В. Клюшникова, И.А. Монахов,
И.Н. Веселов, Н.В. Пилипчук

Практико-ориентированные научно-технические клубы творческого развития студентов и школьников: современное состояние и направления развития: монография / под ред. А.А. Мальцевой. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2017. - 430 с. Библиогр.: с. 263-270.

В монографии определены место и роль практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников на платформе вузов в современной системе инженерного образования, представлены результаты комплексного анализа деятельности этих клубов и разработаны научно-методические основы повышения ее эффективности. Предлагаемая вниманию читателей монография рекомендована руководителям федеральных органов исполнительной власти при совершенствовании государственной политики в области стимулирования научно-технического творчества молодежи и популяризации инженерных направлений подготовки, руководству вузов — при разработке мероприятий по развитию системы ПОНТК на их платформе, руководителям ПОНТК и инициаторам их создания — при развитии направлений деятельности клубов.

А.А. Мальцева, Е.В. Клюшникова, А.И. Гордеев
Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология».  Тверь, 2017. № 2. С. 157-173.

Методические основы повышения эффективности практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников на основе функционального подхода

В работе представлены результаты исследования, направленные на разработку вопросов повышения эффективности структур вузов, деятельность которых направлена на реализацию системы дополнительного образования в сфере научно-технического творчества. В качестве базового методологического принципа был выбран функциональный подход, позволяющий совершенствовать их деятельность постепенно, на основе реализации новых функций, характеризующих идеальную модель структуры.
Ключевые слова: практико-ориентированный научно-технический клуб, дополнительное образование, научно-техническое творчество, функциональный подход, инженерное образование.

И.Н. Веселов, А.А. Мальцева, И.Д. Лельчицкий
Образовательные технологии и общество. 2017. Том 20. № 2. С. 287-295.

Система управления кластером практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников вуза на базе краудсорсинговой онлайн-платформы

Разработана и реализована краудсорсинговая онлайн–платформа для системы командного менеджмента в рамках кластера практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников. Платформа представляет собой интернет-сайт, включающий общую информацию о таких клубах, принципах его работы, возможностях, а также представляющий площадку для обсуждения ключевых задач, стоящих перед кластером, сетевого взаимодействия между участниками кластера, проведения онлайн-совещаний и др. Предложенная краудсорсинговая онлайн платформа предназначена для вовлечения в работу кластера практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников вузов и в процесс управления им широкого круга заинтересованных лиц. Платформа может быть тиражирована университетами и модифицирована под конкретные структуры, что позволит ввести более эффективное управление и коммуникации, тем самым повышая эффективность инженерного образования и вовлечение молодежи в научно-техническое творчество.
Ключевые слова: инженерное образование, научно-технические клубы, система управления, онлайн-платформа, краудсорсинг.

Maltseva A., Gridchina A., Maimina E., Veselov I.
Ponte - May 2017 - Volume 73 - Issue 5. doi: 10.21506/j.ponte.2017.5.44

Identification of development models of scientific organizations for management ob-jectives

The authors consider the actual problem of the development of scientific organizations explaining it from the position of significance in the national economy of Russia. The theoretical generalization of approaches to the definition of the concepts of development management and change management is presented and definitions with reference to the specifics of the activity of scientific organizations are given. The systematization of the classification approaches of development models of economic entities has been carried out and the research results of development models of scientific organizations are presented. Based on the official statistics of 860 scientific organizations the authors identified those of them that has stable development trends according to one of the models. The data reveal the priority of external development of scientific organizations mainly aimed at image positioning of both the structure as a whole and individual scientists.

А.А. Мальцева
Вестник Тверского государственного университета. Серия «Эконо-мика и управление». Тверь, 2017. № 2. С. 83-90.

Научно-методические основы оценки и управления интеллектуальным капиталом технопарковых структур

В связи с активным развитием технопарковой деятельности все большую актуальность приобретают вопросы формирования научно обоснованных подходов к менеджменту технопарковых структур (научных и технологических парков, инновационных бизнес-инкубаторов). Анализ показывает, что ключевыми факторами успеха в инновационной сфере являются преимущественно нематериальные, поскольку являются наиболее значимыми ресурсами для успешного бизнеса. В исследованиях автора показано, что управление интеллектуальным капиталом технопарковых структур имеет свои особенности, что определяет выделение трех уровней управления: отдельных участников технопарковой структуры, их диады, образуемые в процессе взаимодействия, структуры в целом. Ключевые аспекты управления интеллектуальным капиталом технопарковой структуры представлены в комплексной модели. Функциональный подход на основе социально-гуманитарного проектирования, по мнению автора, наиболее точно соответствует ключевым задачам менеджмента интеллектуального капитала технопарковой структуры. Предложенные целевые индикаторы являются базовыми для системы управления интеллектуальным капиталом, при этом могут быть введены дополнительные индикаторы, соответствующие конкретным функциям технопарковой структуры и позволяющие корректировать управленческие воздействия на различных уровнях управления.

А.А. Мальцева, И.Д. Лельчицкий
Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 2. С. 262–285. DOI: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.262-285

Видение будущего научно-технических клубов на платформе университетов: результаты форсайт-сессии

В работе представлены результаты проведенного исследования в формате заочной форсайт-сессии, целью которого была разработка дорожной карты повышения эффективности функционирования практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников (ПОНТК) в вузах. Актуальность ПОНТК вузов как объектов исследования обозначена в ключевых программных документах федерального уровня, значится в перечне поручений Президента Российской Федерации.

А.А. Мальцева, Н.Е. Барсукова, Е.В. Клюшникова
Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 79-88.

О системе практико-ориентированного научно-технического творчества

В настоящее время актуальны изучение и систематизация деятельности образовательных организаций высшего образования страны в сфере формирования и развития системы практико-ориентированного научно-технического творчества студентов и школьников по инженерным направлениям подготовки. В качестве объекта исследования выбрана научно-образовательная среда вузов в целом, поскольку для целей анализа принципиально важно выявить все виды структурных подразделений и сообщества энтузиастов, деятельность которых в вузе способствует развитию научно-технического творчества молодежи, популяризации инженерно-технических направлений подготовки и развитию инженерного образования. В статье анализируются такие аспекты, как структуры вузов, на базе которых функционируют научно-технические клубы, целевая аудитория обучающихся, система кураторства, направления деятельности, формы и методы работы, виды технического моделирования, используемые в деятельности клубов. Анализ проведен по результатам мониторинга их деятельности, который был осуществлен впервые в рамках проекта «Разработка и внедрение методики повышения эффективности деятельности практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников».

А.А. Мальцева
Университетское управление практика и анализ. 2017. №. 3. С. 121-127.

Практико-ориентированные научно-технические клубы творческого развития студентов и школьников на платформе вузов: критерии эффективности

В работе представлены актуальные вопросы исследования формирования методологических основ развития системы дополнительного образования в сфере научно-технического творчества на платформе университетов. Площадками для решения поставленных на высшем уровне задач, связанных с построением принципиально новой системы инженерного образования в стране, должны стать практико-ориентированные научно-технические клубы творческого развития студентов и школьников.
Статья включает в себя описание методики оценки эффективности системы практико-ориентированных научно-технических клубов на платформе университетов на основе функционального подхода, в котором каждой выделенной функции соответствует система показателей, ее характеризующих. Система функций была сформулирована в соответствии с ключевыми векторами развития исследуемых структур, следующих из определения понятия.

Maltseva A.A., Monakhov I.A., Bedenko N.N.
PONTE. Oct 2017 - Volume 73 - Issue 10. doi: 10.21506/j.ponte.2017.10.2

The approaches to evaluating public scientific organizations: the experience of leading countries and possibility of using it in Russia

The article aims at revealing the features and approaches in the auditing of public research institutions in Germany and France as leading EU member states. To achieve that goal the authors provide a comparative analysis of the assessment systems of scientific organizations in the countries mentioned. The choice of focusing on Germany and France was made because French and German research institutions had held leading positions in the international ratings of scientific organizations. The study reveals the common features of the evaluation system of scientific organizations in France and Germany, including the predominance of qualitative expertise carried out by international experts over the quantitative ones, based on the measurable indicators, as well as their distinctive features. The analysis raised the question on the main differences between the research evaluation systems in France, Germany and Russia. According to results of the study, it is possible to conclude that research evaluation systems in European countries and Russia have distinct objectives. While in Europe research evaluation system serves as a diagnostic tool in order to give recommendations on how to improve the effectiveness of a scientific organization, in Russia it uses to determine the outsiders, i.e. the research institutions that are lagging behind in comparison with the others in their respective reference groups that had been identified through the science-metric indicators. In conclusion the authors give recommendations on the possibilities of using the strengths of the European research evaluation systems in Russia.

А.А. Мальцева, Е.В. Клюшникова
Вестник Самарского государственного экономического университета. 2017. № 8. С. 15-21.

Ключевые особенности преобразований в научных организациях с применением моделей теории управления изменениями

На государственном уровне активно вырабатывается политика, направленная на повышение эффективности деятельности научных организаций. В рамках управления изменениями в целях повышения эффективности их деятельности с учетом ее специфики требуется оптимизация используемых методологических принципов и управленческих моделей. Цель исследования -выявление моделей управления изменениями, наиболее приемлемыми для научных организаций. Ключевые методы: теоретический анализ, обобщение, группировка, контент-анализ, метод экспертных оценок. В исследовании проведен анализ достаточного числа существующих моделей изменений, в большинстве случаев имеющих практикоориентированный характер и основанных на изучении процесса преобразований в организациях. В результате выявлены характеристики, присутствующие в изученных моделях, на основе которых проведена классификация данных моделей. Выявлены преимущества выбора в пользу конкретной модели для практической реализации в научных учреждениях. Для достижения целей управления научными организациями как на микро-, так и на макроуровне при выборе инструментария для реализации каких-либо организационных изменений целесообразно принимать во внимание специфику деятельности, причем для практического использования необходимо сочетание различных типов моделей в условиях конкретного учреждения. Предложенные в статье рекомендации по выбору модели управления изменениями для выбранного объекта исследования - научных организаций - являются новыми и получены с использованием теоретического и контент-анализа.

И.А. Каплунов, Е.В. Клюшникова, И.Н. Веселов
Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2017. выпуск 3. С. 189-206.

Ориентация учащейся молодежи на инженерную профессию: анализ результатов ЕГЭ

Представлен анализ средних баллов ЕГЭ по различным направлениям подготовки в разрезе вузов и регионов, авторский подход к представле зависимости количества поступивших от баллов ЕГЭ или стоимости обучения, выраженный с помощью матриц распределения. Проведен анализ рейтинга регионов РФ по среднему баллу ЕГЭ по техническим направлениям подготовки на платной основе. Определен топ-10 регионов РФ по отдельным техническим направлениям подготовки на бюджетной основе.

И.А. Каплунов, А.А. Мальцева
Высшее образование в России. 2017. № 5. С. 133-140.

ТвГУ — университет, создающий будущее

В работе представлен авторский взгляд на проблему позиционирования региональных вузов в общественно-экономической системе Российской Федерации. Рассмотрены актуальные тенденции в развитии российского высшего образования, поддерживаемые на государственном уровне. На примере Тверской области показано, что выделение в регионе сильного университета имеет явные конкурентные преимущества и создает основу для его опережающего роста. Крупные университеты, интегрирующие широкий спектр направлений подготовки и образовательных программ, способные сконцентрировать на своей территории научно-исследовательский потенциал, могут стать серьёзными «игроками» в инновационном развитии государства. Проводимые университетом фундаментальные и прикладные исследования являются движущей силой развития интеллектуальных ресурсов и инновационного процесса. Представлены механизмы достижения стратегических целей на основе организации сетевого взаимодействия и интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности.

А.А. Мальцева
Вестник Тверского государственного университета. Серия «Экономика и управление». Тверь, 2017. № 3. С. 364-270.

Значение интеллектуального капитала для развития современных университетов: обзор отечественных исследований

Проведен обзор исследований отечественных авторов по проблеме развития интеллектуального капитала современных университетов. На основе систематизации и анализа источников показана системообразующая роль нематериальных факторов в опережающем росте и развитии отечественных вузов. Представленный аналитический обзор является базисом для развития исследований по проблеме интеллектуального капитала университетов и разработки рекомендаций по его эффективному использованию.

А.А. Мальцева, И.Н. Веселов
Современная экономика: проблемы и решения. 2017. Т. 4. [Электронный ресурс]

Анализ моделей развития отечественных научных организаций

Проведена систематизация подходов к классификации моделей развития в зависимости от ключевого фактора и приведены результаты исследования моделей развития научных организаций. На основании данных Федеральной системы мониторинга научных организаций о 860 научных организациях были выделены те из них, которые имеют устойчивые тренды развития в соответствии с одной из моделей. Данные свидетельствуют о приоритетности внешнего развития научных организаций, преимущественно имеющего целью имиджевое позиционирование как структуры в целом, так и отдельных ученых, а также об отсутствии базовой модели развития большего числа обследованных организаций выборки.

Е.В. Клюшникова
Научно-практический и аналитический журнал «ИнноЦентр». 2017. выпуск № 2(16). С. 11-17.

К вопросу о терминологии и классификации сопротивлений изменениям в организациях

В настоящей статье приведены определения понятия «сопротивление изменениям» в трактовке различных авторов, дана классификация их существующих видов. Особое внимание уделено классификации по уровню возникновения сопротивления изменениям, поскольку она поддерживается и используется большинством ученых и наиболее часто встречается в литературе. Дополнительно в статье рассматриваются вопросы существования трех основных подходов к изучению сопротивления изменениям на соответствующих уровнях, каждому из которых свойственны свои особенности и методы воздействия. В заключение указаны возможные формы проявления сопротивления и дана их краткая характеристика.

А.А. Мальцева
Научно-практический и аналитический журнал «ИнноЦентр». 2017. выпуск № 3(16). С. 1-12.

Научно-методические основы классификации интеллектуального капитала университетов

В работе представлен авторский взгляд на проблему классификации интеллектуального капитала современных университетов, основанный на изучении источников и более ранних исследованиях. В предлагаемой классификации интеллектуального капитала по видам, исходя из сущностных характеристик отдельных интеллектуальных активов, проведена более глубокая по сравнению с изложенными в литературе подходами его дефрагментация, а также максимально включены различные виды, способные оказать существенное влияние на развитие университета прямо или косвенно. Автором описана двухуровневая структура интеллектуального капитала университета, включающая человеческий, репутационный, инфраструктурный капитал, капитал интеллектуальной собственности и их составные элементы. Приведенные ключевые виды интеллектуального капитала охарактеризованы с точки зрения сущности, возможного элементного состава и источников формирования (восполнения). Уровневый подход также положен в основании другой классификации интеллектуального капитала университета – субъектной, в которой в соответствии с его ключевыми носителями выделен мезо-, микро- и наноуровень. Предложенные в работе подходы могут быть использованы как базис дальнейшего исследования вопросов интеллектуального капитала университета, а также обеспечить более эффективное практическое использование отдельных его видов, выявленных в процессе интеллектуального аудита.

Е.В. Клюшникова
Научно-практический и аналитический журнал «ИнноЦентр». 2017. выпуск № 3(17). С. 13-26.

Причины и инструменты преодоления сопротивления изменениям в современных организациях

В данной статье рассмотрена проблема сопротивления персонала в ходе организационных изменений в компании. Обобщены основные классификационные признаки причин сопротивления персонала организационным изменениям по уровню возникновения. Систематизированы подходы различных авторов к преодолению сопротивления изменениям. Подробно описаны факторы сопротивления персонала изменениям. Рассмотрены методы и, соответственно, мероприятия, позволяющие преодолеть возникшее сопротивление.