Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Тверской ИнноЦентр

Научно-методический центр по инновационной деятельности высшей школы им. Е.А. Лурье ТвГУ

2016-03.03-09-035-Ф-131.003 Разработка и внедрение методики повышения эффективности деятельности практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников (в рамках реализации задачи «Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей» Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, 11 сентября - 30 ноября 2016г.)

НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • проведен анализ текущего состояния заинтересованности школьников научно-техническим направлением — сравнительный анализ популярности в молодежной среде инженерных профессий и направлений подготовки высшего образования на основе систематизации материалов из открытых источников, вебометрических данных и средних баллов ЕГЭ, а также выявлены ключевые направления повышения интереса школьников к техническим наукам;
  • проведен анализ зарубежного опыта по разработке и реализации практик технической направленности для подготовки будущих инженеров, в качестве которых рассматривались мероприятия, средства, механизмы и иные виды деятельности, направленные на практическое освоение учащимися специальных предметных компетенций в области инженерного и естественнонаучного образования, а также их ознакомление с конкретными профессиями;
  • проведен анализ существующих программ и курсов по инженерному моделированию для старшеклассников, реализуемых различными образовательными организациями, в том числе дополнительные школьные курсы в форме факультативов по математике, физике, химии, биологии, компьютерного моделирования; курсы центров дополнительного образования и студенческих объединений в вузах («Школа юного физика», «Школа юного техника» и т.п.) для популяризации инженерных направлений подготовки, повышения качества инженерного образования за счет ранней профессиональной ориентации; курсы коммерческих учебных центров, кружков во дворцах творчества детей и молодежи;
  • разработана дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Основы математического инженерного моделирования;
  • разработан дистанционный курс для старшеклассников по инженерному моделированию «Основы практического инженерного моделирования», дополняющий общеразвивающую общеобразовательную программу «Основы математического инженерного моделирования»;
  • проведена методологическая подготовка форсайт-сессии, включающая в себя: формирование пула экспертов из числа научно-образовательного сообщества и представителей реального сектора экономики — 23 человека; выбор методологического инструментария форсайт-сессии — технология Rapid Foresight; определение формата проведения — заочный опрос экспертов; формирование направлений исследования — ресурсы, деятельность, результат; определение базовых характеристик форсайта — тренд технология формат фактор изменения. Изготовлены презентационные материалы для проведения форсайт-сессии и анкета–опросник для эксперта и их рассылка;
  • проведена форсайт-сессия на тему повышения эффективности деятельности практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников с участием профильного экспертного сообщества из числа представителей образовательных организаций высшего образования и предприятий реального сектора экономики;
  • по результатам форсайт-сессии с применением методики долгосрочного прогнозирования научно-технологического и социального развития составлена Дорожная карта повышения эффективности ПОНТК на период 2017–2020 гг.;
  • проведен мониторинг деятельности практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников по инженерным направлениям подготовки, включающий в себя: разработку инструментария проведения анализа деятельности ПОНТК (форма-анкета, методика оценки эффективности деятельности вузов по развитию ПОНТК); подготовку и осуществление мониторинговых визитов в 22 образовательные организации высшего образования (16 субъектов РФ); подготовку аналитической справки по оценке эффективности ПОНТК, систематизирующей и обобщающей данные, полученные в ходе анкетирования вузов и мониторинговых визитов. В результате данного анализа получена рейтинговая оценка эффективности деятельности вузов Российской Федерации по развитию практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников (по данным 2015 г.), выявлены лучшие практики с перспективой их дальнейшего тиражирования, составлен каталог ПОНТК с краткой информацией о деятельности и контактными данными;
  • по материалам мониторинговых визитов сформирован буклет «Практико-ориентированные научно-технические клубы творческого развития студентов и школьников на платформе университетов: лучшие практики», включающий презентации лучших практик ПОНТК и интервью с руководителями клубов. Буклет включен в раздаточный материал семинаров по обсуждению опыта внедрения методики повышения эффективности деятельности практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития;
  • разработана методика повышения эффективности деятельности практико-ориентированных
  • научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников на базе
  • образовательных организаций высшего образования, использующая кластерную модель
  • развития системы ПОНТК. Методика содержит рекомендации, направленные на устранение деформаций в развитии специализированных структур для школьников и студентов на платформе университетов, деятельность которых направлена на вовлечение их в научно-техническое творчество и популяризацию инженерно-технического направления. Методика разработана на основе анализа зарубежного опыта (обобщенная характеристика для США, Великобритании, Германии);
  • проведен конкурс индивидуальных исследовательских проектов, который направлен на оценку теоретических знаний и на развитие умений применять их в контексте, приближенном к реальным профессиональным ситуациям. Конкурс индивидуальных исследовательских проектов — конкурс инженерных авторских проектов, отражающих актуальные проблемы, тенденции развития отрасли, сформулированные профессиональными отраслевыми сообществами и организациями. В 2016 году участниками КИП стали более 1000 человек из всех федеральных округов Российской Федерации;
  • проведено три круглых стола по обмену опытом деятельности практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников по инженерным направлениям подготовки на базе организаций высшего профессионального образования с привлечением представителей органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, организаций высшего образования, экспертного сообщества, реального сектора экономики (приняли участие около 100 человек из 18 субъектов Российской Федерации). По итогам проведения круглых столов были разработаны резолюции;
  • проведено пилотное внедрение методики повышения эффективности деятельности практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников на базе образовательных организаций высшего образования.
  • Проведено два очных семинара по обсуждению опыта внедрения методики повышения эффективности деятельности практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников на базе образовательных организаций высшего образования (101 человек из 30 субъектов Российской Федерации).

Материалы по проекту