Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Тверской ИнноЦентр

Научно-методический центр по инновационной деятельности высшей школы им. Е.А. Лурье ТвГУ

Наши публикации

Публикации за 2017 год

И.А. Каплунов, А.А. Мальцева, Н.Е Барсукова, Е.В. Клюшникова, И.А. Монахов,
И.Н. Веселов, Н.В. Пилипчук

Практико-ориентированные научно-технические клубы творческого развития студентов и школьников: современное состояние и направления развития: монография / под ред. А.А. Мальцевой. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2017. - 430 с. Библиогр.: с. 263-270.

В монографии определены место и роль практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников на платформе вузов в современной системе инженерного образования, представлены результаты комплексного анализа деятельности этих клубов и разработаны научно-методические основы повышения ее эффективности. Предлагаемая вниманию читателей монография рекомендована руководителям федеральных органов исполнительной власти при совершенствовании государственной политики в области стимулирования научно-технического творчества молодежи и популяризации инженерных направлений подготовки, руководству вузов — при разработке мероприятий по развитию системы ПОНТК на их платформе, руководителям ПОНТК и инициаторам их создания — при развитии направлений деятельности клубов.

А.А. Мальцева, Е.В. Клюшникова, А.И. Гордеев
Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология».  Тверь, 2017. № 2. С. 157-173.

Методические основы повышения эффективности практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников на основе функционального подхода

В работе представлены результаты исследования, направленные на разработку вопросов повышения эффективности структур вузов, деятельность которых направлена на реализацию системы дополнительного образования в сфере научно-технического творчества. В качестве базового методологического принципа был выбран функциональный подход, позволяющий совершенствовать их деятельность постепенно, на основе реализации новых функций, характеризующих идеальную модель структуры.
Ключевые слова: практико-ориентированный научно-технический клуб, дополнительное образование, научно-техническое творчество, функциональный подход, инженерное образование.

И.Н. Веселов, А.А. Мальцева, И.Д. Лельчицкий
Образовательные технологии и общество. 2017. Том 20. № 2. С. 287-295.

Система управления кластером практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников вуза на базе краудсорсинговой онлайн-платформы

Разработана и реализована краудсорсинговая онлайн–платформа для системы командного менеджмента в рамках кластера практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников. Платформа представляет собой интернет-сайт, включающий общую информацию о таких клубах, принципах его работы, возможностях, а также представляющий площадку для обсуждения ключевых задач, стоящих перед кластером, сетевого взаимодействия между участниками кластера, проведения онлайн-совещаний и др. Предложенная краудсорсинговая онлайн платформа предназначена для вовлечения в работу кластера практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников вузов и в процесс управления им широкого круга заинтересованных лиц. Платформа может быть тиражирована университетами и модифицирована под конкретные структуры, что позволит ввести более эффективное управление и коммуникации, тем самым повышая эффективность инженерного образования и вовлечение молодежи в научно-техническое творчество.
Ключевые слова: инженерное образование, научно-технические клубы, система управления, онлайн-платформа, краудсорсинг.

Maltseva A., Gridchina A., Maimina E., Veselov I.
Ponte - May 2017 - Volume 73 - Issue 5. doi: 10.21506/j.ponte.2017.5.44

Identification of development models of scientific organizations for management ob-jectives

The authors consider the actual problem of the development of scientific organizations explaining it from the position of significance in the national economy of Russia. The theoretical generalization of approaches to the definition of the concepts of development management and change management is presented and definitions with reference to the specifics of the activity of scientific organizations are given. The systematization of the classification approaches of development models of economic entities has been carried out and the research results of development models of scientific organizations are presented. Based on the official statistics of 860 scientific organizations the authors identified those of them that has stable development trends according to one of the models. The data reveal the priority of external development of scientific organizations mainly aimed at image positioning of both the structure as a whole and individual scientists.

А.А. Мальцева
Вестник Тверского государственного университета. Серия «Эконо-мика и управление». Тверь, 2017. № 2. С. 83-90.

Научно-методические основы оценки и управления интеллектуальным капиталом технопарковых структур

В связи с активным развитием технопарковой деятельности все большую актуальность приобретают вопросы формирования научно обоснованных подходов к менеджменту технопарковых структур (научных и технологических парков, инновационных бизнес-инкубаторов). Анализ показывает, что ключевыми факторами успеха в инновационной сфере являются преимущественно нематериальные, поскольку являются наиболее значимыми ресурсами для успешного бизнеса. В исследованиях автора показано, что управление интеллектуальным капиталом технопарковых структур имеет свои особенности, что определяет выделение трех уровней управления: отдельных участников технопарковой структуры, их диады, образуемые в процессе взаимодействия, структуры в целом. Ключевые аспекты управления интеллектуальным капиталом технопарковой структуры представлены в комплексной модели. Функциональный подход на основе социально-гуманитарного проектирования, по мнению автора, наиболее точно соответствует ключевым задачам менеджмента интеллектуального капитала технопарковой структуры. Предложенные целевые индикаторы являются базовыми для системы управления интеллектуальным капиталом, при этом могут быть введены дополнительные индикаторы, соответствующие конкретным функциям технопарковой структуры и позволяющие корректировать управленческие воздействия на различных уровнях управления.

А.А. Мальцева, И.Д. Лельчицкий
Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 2. С. 262–285. DOI: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.262-285

Видение будущего научно-технических клубов на платформе университетов: результаты форсайт-сессии

В работе представлены результаты проведенного исследования в формате заочной форсайт-сессии, целью которого была разработка дорожной карты повышения эффективности функционирования практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников (ПОНТК) в вузах. Актуальность ПОНТК вузов как объектов исследования обозначена в ключевых программных документах федерального уровня, значится в перечне поручений Президента Российской Федерации.

А.А. Мальцева, Н.Е. Барсукова, Е.В. Клюшникова
Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 79-88.

О системе практико-ориентированного научно-технического творчества

В настоящее время актуальны изучение и систематизация деятельности образовательных организаций высшего образования страны в сфере формирования и развития системы практико-ориентированного научно-технического творчества студентов и школьников по инженерным направлениям подготовки. В качестве объекта исследования выбрана научно-образовательная среда вузов в целом, поскольку для целей анализа принципиально важно выявить все виды структурных подразделений и сообщества энтузиастов, деятельность которых в вузе способствует развитию научно-технического творчества молодежи, популяризации инженерно-технических направлений подготовки и развитию инженерного образования. В статье анализируются такие аспекты, как структуры вузов, на базе которых функционируют научно-технические клубы, целевая аудитория обучающихся, система кураторства, направления деятельности, формы и методы работы, виды технического моделирования, используемые в деятельности клубов. Анализ проведен по результатам мониторинга их деятельности, который был осуществлен впервые в рамках проекта «Разработка и внедрение методики повышения эффективности деятельности практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников».

А.А. Мальцева
Университетское управление практика и анализ. 2017. №. 3. С. 121-127.

Практико-ориентированные научно-технические клубы творческого развития студентов и школьников на платформе вузов: критерии эффективности

В работе представлены актуальные вопросы исследования формирования методологических основ развития системы дополнительного образования в сфере научно-технического творчества на платформе университетов. Площадками для решения поставленных на высшем уровне задач, связанных с построением принципиально новой системы инженерного образования в стране, должны стать практико-ориентированные научно-технические клубы творческого развития студентов и школьников.
Статья включает в себя описание методики оценки эффективности системы практико-ориентированных научно-технических клубов на платформе университетов на основе функционального подхода, в котором каждой выделенной функции соответствует система показателей, ее характеризующих. Система функций была сформулирована в соответствии с ключевыми векторами развития исследуемых структур, следующих из определения понятия.

Maltseva A.A., Monakhov I.A., Bedenko N.N.
PONTE. Oct 2017 - Volume 73 - Issue 10. doi: 10.21506/j.ponte.2017.10.2

The approaches to evaluating public scientific organizations: the experience of leading countries and possibility of using it in Russia

The article aims at revealing the features and approaches in the auditing of public research institutions in Germany and France as leading EU member states. To achieve that goal the authors provide a comparative analysis of the assessment systems of scientific organizations in the countries mentioned. The choice of focusing on Germany and France was made because French and German research institutions had held leading positions in the international ratings of scientific organizations. The study reveals the common features of the evaluation system of scientific organizations in France and Germany, including the predominance of qualitative expertise carried out by international experts over the quantitative ones, based on the measurable indicators, as well as their distinctive features. The analysis raised the question on the main differences between the research evaluation systems in France, Germany and Russia. According to results of the study, it is possible to conclude that research evaluation systems in European countries and Russia have distinct objectives. While in Europe research evaluation system serves as a diagnostic tool in order to give recommendations on how to improve the effectiveness of a scientific organization, in Russia it uses to determine the outsiders, i.e. the research institutions that are lagging behind in comparison with the others in their respective reference groups that had been identified through the science-metric indicators. In conclusion the authors give recommendations on the possibilities of using the strengths of the European research evaluation systems in Russia.

А.А. Мальцева, Е.В. Клюшникова
Вестник Самарского государственного экономического университета. 2017. № 8. С. 15-21.

Ключевые особенности преобразований в научных организациях с применением моделей теории управления изменениями

На государственном уровне активно вырабатывается политика, направленная на повышение эффективности деятельности научных организаций. В рамках управления изменениями в целях повышения эффективности их деятельности с учетом ее специфики требуется оптимизация используемых методологических принципов и управленческих моделей. Цель исследования -выявление моделей управления изменениями, наиболее приемлемыми для научных организаций. Ключевые методы: теоретический анализ, обобщение, группировка, контент-анализ, метод экспертных оценок. В исследовании проведен анализ достаточного числа существующих моделей изменений, в большинстве случаев имеющих практикоориентированный характер и основанных на изучении процесса преобразований в организациях. В результате выявлены характеристики, присутствующие в изученных моделях, на основе которых проведена классификация данных моделей. Выявлены преимущества выбора в пользу конкретной модели для практической реализации в научных учреждениях. Для достижения целей управления научными организациями как на микро-, так и на макроуровне при выборе инструментария для реализации каких-либо организационных изменений целесообразно принимать во внимание специфику деятельности, причем для практического использования необходимо сочетание различных типов моделей в условиях конкретного учреждения. Предложенные в статье рекомендации по выбору модели управления изменениями для выбранного объекта исследования - научных организаций - являются новыми и получены с использованием теоретического и контент-анализа.

И.А. Каплунов, Е.В. Клюшникова, И.Н. Веселов
Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2017. выпуск 3. С. 189-206.

Ориентация учащейся молодежи на инженерную профессию: анализ результатов ЕГЭ

Представлен анализ средних баллов ЕГЭ по различным направлениям подготовки в разрезе вузов и регионов, авторский подход к представле зависимости количества поступивших от баллов ЕГЭ или стоимости обучения, выраженный с помощью матриц распределения. Проведен анализ рейтинга регионов РФ по среднему баллу ЕГЭ по техническим направлениям подготовки на платной основе. Определен топ-10 регионов РФ по отдельным техническим направлениям подготовки на бюджетной основе.

И.А. Каплунов, А.А. Мальцева
Высшее образование в России. 2017. № 5. С. 133-140.

ТвГУ — университет, создающий будущее

В работе представлен авторский взгляд на проблему позиционирования региональных вузов в общественно-экономической системе Российской Федерации. Рассмотрены актуальные тенденции в развитии российского высшего образования, поддерживаемые на государственном уровне. На примере Тверской области показано, что выделение в регионе сильного университета имеет явные конкурентные преимущества и создает основу для его опережающего роста. Крупные университеты, интегрирующие широкий спектр направлений подготовки и образовательных программ, способные сконцентрировать на своей территории научно-исследовательский потенциал, могут стать серьёзными «игроками» в инновационном развитии государства. Проводимые университетом фундаментальные и прикладные исследования являются движущей силой развития интеллектуальных ресурсов и инновационного процесса. Представлены механизмы достижения стратегических целей на основе организации сетевого взаимодействия и интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности.

А.А. Мальцева
Вестник Тверского государственного университета. Серия «Экономика и управление». Тверь, 2017. № 3. С. 364-270.

Значение интеллектуального капитала для развития современных университетов: обзор отечественных исследований

Проведен обзор исследований отечественных авторов по проблеме развития интеллектуального капитала современных университетов. На основе систематизации и анализа источников показана системообразующая роль нематериальных факторов в опережающем росте и развитии отечественных вузов. Представленный аналитический обзор является базисом для развития исследований по проблеме интеллектуального капитала университетов и разработки рекомендаций по его эффективному использованию.

Е.В. Клюшникова
Научно-практический и аналитический журнал «ИнноЦентр». 2017. выпуск № 2(16). С. 11-17.

К вопросу о терминологии и классификации сопротивлений изменениям в организациях

В настоящей статье приведены определения понятия «сопротивление изменениям» в трактовке различных авторов, дана классификация их существующих видов. Особое внимание уделено классификации по уровню возникновения сопротивления изменениям, поскольку она поддерживается и используется большинством ученых и наиболее часто встречается в литературе. Дополнительно в статье рассматриваются вопросы существования трех основных подходов к изучению сопротивления изменениям на соответствующих уровнях, каждому из которых свойственны свои особенности и методы воздействия. В заключение указаны возможные формы проявления сопротивления и дана их краткая характеристика.

А.А. Мальцева
Научно-практический и аналитический журнал «ИнноЦентр». 2017. выпуск № 3(16). С. 1-12.

Научно-методические основы классификации интеллектуального капитала университетов

В работе представлен авторский взгляд на проблему классификации интеллектуального капитала современных университетов, основанный на изучении источников и более ранних исследованиях. В предлагаемой классификации интеллектуального капитала по видам, исходя из сущностных характеристик отдельных интеллектуальных активов, проведена более глубокая по сравнению с изложенными в литературе подходами его дефрагментация, а также максимально включены различные виды, способные оказать существенное влияние на развитие университета прямо или косвенно. Автором описана двухуровневая структура интеллектуального капитала университета, включающая человеческий, репутационный, инфраструктурный капитал, капитал интеллектуальной собственности и их составные элементы. Приведенные ключевые виды интеллектуального капитала охарактеризованы с точки зрения сущности, возможного элементного состава и источников формирования (восполнения). Уровневый подход также положен в основании другой классификации интеллектуального капитала университета – субъектной, в которой в соответствии с его ключевыми носителями выделен мезо-, микро- и наноуровень. Предложенные в работе подходы могут быть использованы как базис дальнейшего исследования вопросов интеллектуального капитала университета, а также обеспечить более эффективное практическое использование отдельных его видов, выявленных в процессе интеллектуального аудита.

Е.В. Клюшникова
Научно-практический и аналитический журнал «ИнноЦентр». 2017. выпуск № 3(17). С. 13-26.

Причины и инструменты преодоления сопротивления изменениям в современных организациях

В данной статье рассмотрена проблема сопротивления персонала в ходе организационных изменений в компании. Обобщены основные классификационные признаки причин сопротивления персонала организационным изменениям по уровню возникновения. Систематизированы подходы различных авторов к преодолению сопротивления изменениям. Подробно описаны факторы сопротивления персонала изменениям. Рассмотрены методы и, соответственно, мероприятия, позволяющие преодолеть возникшее сопротивление.

А.А. Мальцева
Инновации. 2017. № 7. С. 96-104.

Повышение эффективности практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников на платформе вузов с использованием кластерного подхода

Работа посвящена разработке научно-методических основ организации деятельности практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников, которые представляют собой структурное подразделение вуза или сообщество энтузиастов, объединяющее талантливых старшеклассников и (или) студентов 1-2 курсов, деятельность которого направ-лена на популяризацию творчества в научно-технической сфере, инженерных специальностей и направлений подготовки, повышение качества, эффективности и междисциплинарности инженерного образования и реализацию концепции «социального лифта» для талантливой молодежи в области инженерных наук.
Автором показано, что внедрение принципов кластерной организации струк-тур дополнительного образования в сфере научно-технического творчества на платформе вузов является эффективным инструментарием повышения эффективности их деятельности.

Maltseva, A., Barsukova, N., Gridchina, A., Kuzmina, T.
Journal of Applied Economic Sciences, Volume XII, Issue 5(51): 1531–1548.

Analytical review of the contemporary state of the Russian scientific organizations from the development management positions

The paper substantiates the need to improve the management tools of scientific organizations on the basis of the methodology of change and development management. The authors showed that the existing methodological framework for assessing the effectiveness of scientific organizations do not fully provide an information base for further organizational development. On the basis of concept’s analysis, the definition of the term "development management of scientific organizations" was proposed. It includes the criteria that determine its existence in the investigated structures. Based on the developed methodology an assessment of the current state of scientific organizations in the Russian Federation from the perspective of development management was made. The obtained results and the conclusions drawn on their basis are a significant source for the creation of a general methodological basis for the development management of scientific organizations and its practical implementation.

А.А. Мальцева, И.Н. Веселов
Научно-практический и аналитический журнал «ИнноЦентр». 2017. выпуск № 4(17). С. 1-5.

Целевая аудитория официальных сайтов отечественных вузов: анализ географической локации

Работа представляет собой обобщение результатов анализа пользователь-ской активности в соответствии с их географической локацией, проведенная для выборки из 150 отечественных вузов, территориально размещенных в 70 регионах Российской Федерации.

И.А. Монахов, А.Л. Баскакова
Научно-практический и аналитический журнал «ИнноЦентр». 2017. выпуск № 4(17). С. 6-12.

Событийный маркетинг российских вузов – участников проекта «5-100» как средство продвижения образовательных услуг для иностранных граждан: анализ социальных медиа

В статье оценивается эффективность проведения российскими вузами – уча-стниками проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров культурно-образовательных мероприятий по русскому языку для иностранных граждан с позиции их освещения в социальных медиа.

Е.В. Клюшникова
Научно-практический и аналитический журнал «ИнноЦентр». 2017. выпуск № 4(17). С. 13-29.

Анализ кейсов по проблемам адаптации иностранных студентов в России

В данной статье проанализированы кейсы Тверского, Удмуртского, Пензен-ского государственных университетов, Высшей школы экономики и Томского политехнического университета, подведены итоги приведенных в них социологических опросов, по которым можно констатировать, что Россия является участником глобального рынка образования, также обозначен ряд конкурентных преимуществ российского высшего образования, обозначены факторы, определяющие выбор образования на русском и основные источники информации о вузе. Кроме того, при помощи данных кейсов выявлены факторы, сдерживающие экспорт российских образовательных услуг. Сопоставлены результаты социологических опросов (количественных исследований) и кейса Томского политехнического университета, основанного на проведении интервью.

Н.Е. Барсукова
Научно-практический и аналити-ческий журнал «ИнноЦентр». 2017. выпуск № 4(17). С. 30-41.

Экспорт образования ведущими уни-верситетами России

В данной статье проанализированы данные, дающие представление о том, какие ведущие вузы России являются лидерами процесса интернационализации российского образования. К ведущим высшим учебным заведениям автором отнесены вузы, входящие в группу федеральных университетов, национальные исследовательские университеты, участники Проекта 5-100 и Приоритетного проекта «Экспорт образования», а также Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет. Степень интернационализации оценивается по количеству и доле иностранных студентов, обучающихся в них. В качестве источника данных по отдельным вузам использованы информационно-аналитические материалы мониторинга эф-фективности деятельности образовательных организаций высшего образования за 2017 год.

И.А. Каплунов, А.А. Мальцева, Е.В. Клюшникова
Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2017. №4. С. 221-233.

Перспективы развития системы высшего образования и науки в регионах: кейс Тверской области

Представлены результаты опроса регионального экспертного сообщества по вопросу перспектив развития системы высшего образования и науки в Тверской области. Показаны перспективы взаимодействия университетов и предприятий региона на примере разработки и подготовки к реализации комплексного проекта «Формирование и развитие центра компетенций с использованием инструментария краудсорсинговой онлайн-платформы» с целью создания системы эффективных коммуникаций между университетами и предприятиями и организациями региона для обеспечения максимального удовлетворения их потребностей в научно-образовательной сфере.

А.А. Мальцева
Вестник Тверского государственного университета. Серия «Экономика и управление». Тверь, 2017. № 4. С. 164-170.

Сущность и определение интеллектуального капитала вуза

Представлены результаты теоретического исследования, которое выделяет ключевые сущностные характеристики интеллектуального капитала университета и позволяет дать авторское определение понятия. В силу особой специфики функционирования вузов для трансляции принципов, заложенных различными авторами в методологию интеллектуального капитала предприятий коммерческого сектора, требуются дополнительные разъяснения ключевых тезисов для проблемы интеллектуального капитала вуза, что представлено в работе.

Maltseva A., Klyushnikova E.
The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication, 2017, Special Edition. P. 1916-1928.

Motivation of resistance to change in creative research teams: issues of scientists' typology

The work substantiated the role of motivational factors in research activity as an important classification criterion in the degree and forms of resistance to change in organizations. The authors identified seven types of researchers based on the study of key motivational factors in accordance with their activities. They served as the basis for a typology of the attitude of scientific workers to the changes and development of the most appropriate methods to reduce them.

А.А. Мальцева, Н.Е. Барсукова
Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика» = Perm University Herald. Economy. 2017. Том 12. № 4. С. 665–685.

Ключевые аспекты формирования системы сбалансированных показателей для научных организаций

Цель данной статьи — обоснование концепции построения и использования сбалансированной системы показателей в практике управления научными организациями. Показано, что ССП в организациях сферы науки может применяться для оценки их деятельности в целом, отдельных направлений, определенных перспективами ССП, эффективности реализации стратегических целей, однако требуется адаптация системы оценочных показателей к специфике функционирования научных организаций в современных социально-экономических условиях.

Maltseva A., Veselov I., Monakhov I. and Karasyova L.
International Journal of Applied Engineering Research. Volume 12, Number 24 (2017) pp. 15337-15346.

Evaluation of Factors Having a Significant Impact on the Development of Scientific Organizations in the Field of Engineering

The centerpiece of the research in the article are the research institutions, which are surveyed within the Russian federal system for monitoring scientific organizations performing R&D activities and technological works primarily in the field of engineering. The system can be used as a source of data on the various indicators needed for the evaluation of the effectiveness of the research organizations. Using statistical analysis and correlation study between these indicators and World Research Institution Ranking (WRIR) conducted by the European Scientific-Industrial Chamber, the most significant factors affecting the efficiency of the activities of scientific organizations are identified.
The mean value of the correlation coefficients of the efficiency factors calculated for the period from 2014 to 2016 allowed to identify indicators that demonstrated the meaningful importance for the development of scientific organizations. These include human capital, financial indicators, labour costs, etc.

Maltseva A., Veselov I. and Bedenko N.
International Journal of Applied Engineering Research. Volume 12, Number 24 (2017) pp. 15392-15397

The Definition of the Dominant Concept of Organizational Development for Research Organizations in the Applied Engineering Field

The author's view on the problem of change and development of scientific organizations at the present stage was substantiated. It was taken into account the peculiarities of their functioning. The concept of organizational development E and O by Beer& Noria in relation to the specific of research organizations was considered. The methodology was developed and analysis of the appropriateness of the development models of scientific organizations to the concepts of organizational development was done. It demonstrated the prevalence of E-concept characterized by the financial goals priority to achieve the effectiveness.

А.А. Мальцева
Вестник Самарского государственного экономического университета. 2017. № 12. С. 50-60.

К вопросу управления изменениями и развитием научных организаций

Обоснована целесообразность формирования научно-теоретических и методологических основ управления изменениями и развитием научных организаций; на основе систематизации источников и их трансляции на специфику деятельности научных организаций сформулированы дефиниции «управление изменениями в научных организациях», «управление развитием научных организаций» и установлены взаимосвязи между ними; выделены сущностные характеристики развития научных организаций и детализированы отдельные из них (внутренние процессы, организационные элементы, ресурсный потенциал научной организации, результативность и эффективность деятельности научной организации).

А.А. Мальцева, И.Н. Веселов
Вестник Забайкальского государственного университета. 2017. № 12. С. 134-144.

Анализ моделей развития отечественных научных организаций

В статье обосновывается целесообразность управления развитием научных организаций и необходимость формирования специфических научно-методических подходов к его реализации и оценке. Обоснование актуальности тематики лежит в плоскости государственной научной политики и опережающей роли результатов научной деятельности для развития экономики страны. Развитие методологических основ менеджмента в науке - новое перспективное направление социально-экономических исследований, способное обеспечить повышение результативности организаций сферы науки.
Авторами показано, что развитие научных организаций может происходить по различным моделям и траекториям, при этом для каждой из них может быть выявлена наиболее близкая модель по ряду характеристик и признаков.

И.А. Монахов
Инженерное образование. 2017. № 22. С. 102-108.

Образовательные практики технической направленности для подготовки будущих инженеров в США

В статье на основе анализа образовательных практик технической направленности в США, а также мер государственной поддержки образовательных программ выявляются сильные и слабые стороны системы мер стимулирования молодежи к выбору инженерного образования и инженерных профессий.

И.А. Каплунов, Е.В. Клюшникова
Инженерное образование. 2017. № 22. С. 102-108

Популярность инженерных профессий: результаты социологических опросов

В статье проведен анализ текущего состояния заинтересованности школьников научно-техническим направлением – сравнительный анализ популярности в молодежной среде инженерных профессий и направлений подготовки высшего образования на основе результатов социологических опросов и информационно-аналитических материалов по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования.

А.А. Мальцева, И.Н. Веселов
Известия вузов. Технология текстильной промышленности. 2017. № 5. С. 271-275.

Современное состояние и перспективы развития научных организаций в сфере текстильной промышленности

Авторами проведен комплексный анализ современного состояния системы науки по профилю текстильной промышленности. Было выявлено значимое влияние организационных и координационных структур на развитие исследуемой сферы, а также заинтересованность со стороны государства в дальнейшем росте данного сегмента рынка ввиду активизации политики импортозамещения. Констатируется недостаточность профильных научных организаций, в частности в государственном секторе. Выявлен обеспечивающий, а не опережающий характер функционирования научной сферы по профилю текстильной промышленности.

А.А. Мальцева, И.А. Монахов, Н.Е. Барсукова, Е.В. Клюшникова

Продвижение отечественных образовательных программ и русского языка в среде иностранных граждан: дистанционный открытый онлайн курс — Тверь, Тверской государственный университет, 2017. 214 с.

Дистанционный открытый онлайн курс разработан в рамках реализации Соглашения № 03.Z75.21.0053 от 29 сентября 2017 г. в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы в целях реализации мероприятия Программы: по направлению 4 «Развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку»: активная информационная политика и продвижение ресурсов русского языка и образования на русском языке в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

А.А. Мальцева

Аналитический обзор результатов анализа Интернет-ресурсов отечественных вузов для иностранных абитуриентов и студентов — Тверь, Тверской государственный университет, 2017. 29 с.

Материалы подготовлены в рамках реализации Соглашения № 03.Z75.21.0053 от 29 сентября 2017 г. в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы в целях реализации мероприятия Программы: по направлению 4 «Развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку»: активная информационная политика и продвижение ресурсов русского языка и образования на русском языке в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Е.В. Клюшникова

Аналитический обзор ключевых проблем экспорта отечественного образования на русском языке / под ред. А.А. Мальцевой — Тверь, Тверской государственный университет, 2017. 38 с.

Материалы подготовлены в рамках реализации Соглашения № 03.Z75.21.0053 от 29 сентября 2017 г. в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы в целях реализации мероприятия Программы: по направлению 4 «Развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку»: активная информационная политика и продвижение ресурсов русского языка и образования на русском языке в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

А.А. Мальцева

Рекомендации по совершенствованию продвижения отечественного образования на русском языке высшими учебными заведениями (на платформах интернет-ресурсов университетов). — Тверь, Тверской государственный университет, 2017. 43 с.

Данные рекомендации разработаны на основе результатов анализа интернет-ресурсов вузов и систематизации источников по вопросам интернет-маркетинга и оценки сайтов в рамках реализации Соглашения № 03.Z75.21.0053 от 29 сентября 2017 г. в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы в целях реализации мероприятия Программы: по направлению 4 «Развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку»: активная информационная политика и продвижение ресурсов русского языка и образования на русском языке в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Н.Е. Барсукова

Рекомендации для отечественных вузов по продвижению русского языка и культуры для иностранных студентов в период обучения / под ред. А.А. Мальцевой. — Тверь, Тверской государственный университет, 2017. 24 с.

Материалы подготовлены в рамках реализации Соглашения № 03.Z75.21.0053 от 29 сентября 2017 г. в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы в целях реализации мероприятия Программы: по направлению 4 «Развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку»: активная информационная политика и продвижение ресурсов русского языка и образования на русском языке в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Сборник лучших практик отечественных вузов по продвижению русского языка и культуры для иностранных студентов в период обучения / сост. Н.Е. Барсукова, под ред. А.А. Мальцевой. — Тверь, Тверской государственный университет, 2017. 109 с.

Материалы подготовлены в рамках реализации Соглашения № 03.Z75.21.0053 от 29 сентября 2017 г. в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы в целях реализации мероприятия Программы: по направлению 4 «Развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку»: активная информационная политика и продвижение ресурсов русского языка и образования на русском языке в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Лучшие практики по продвижению отечественного образования на русском языке высшими учебными заведениями / сост. И.А. Монахов, под ред. А.А. Мальцевой. — Тверь, Тверской государственный университет, 2017. 77 с.

Материалы подготовлены в рамках реализации Соглашения № 03.Z75.21.0053 от 29 сентября 2017 г. в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы в целях реализации мероприятия Программы: по направлению 4 «Развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку»: активная информационная политика и продвижение ресурсов русского языка и образования на русском языке в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».